Пётр Алексеев
Сейчас на связи

8 (812) 429-72-77

Супермаркет на блокчейне: как технология сделает продукты дешевле

Сейчас товар многократно переходит из рук в руки: производитель, дистрибьютор, ретейлер — каждый раз надо учитывать его статус, производить сверки, подписывать накладные, уточнять местоположение и т.п. Это замедляет движение товара по цепочке и повышает затраты.

Блокчейн устраняет бесконечные сверки: информация заносится в единый реестр, доступный всем участникам цепи, — так называемый shared ledger («общая книга учёта»). В него можно поместить данные об условиях хранения и сотрудниках, работавших с товаром, номера партий и другую важную информацию. В перспективе блокчейн позволит оставить в цепочке три звена — производителя, логистического оператора и потребителя.



Небольшим производителям скоропортящихся товаров — фермерских и органических продуктов — сложно пробиться на рынок, на полки супермаркетов из-за долгих сроков поставок и требований ретейлеров к объемам закупаемой продукции.

Если объединить на одной площадке производителей, фулфилмент-операторов (они доставляют и хранят товары) и потребителей, при помощи смарт-контрактов можно контролировать, кто заказал товар, где он находится, оплачен ли. Благодаря децентрализованности единая витрина будет открыта для любых, в том числе небольших производителей.

Поскольку продуктовый ретейл — крайне низкомаржинальная индустрия (средняя рентабельность ретейлеров составляет 2-6%), экономия даже в 0,5% будет ощутима и для производителей, и для продавцов, и для покупателей.


Децентрализованная система обеспечит более прозрачную связь — в том числе обратную — производителей с потребителем, и тем самым изменит всю нынешнюю систему поставок. При push-системе, принятой сейчас, предложение рождает спрос: производители и ретейлеры выставляют товары на полки, потребитель выбирает и что-то покупает, при этом в цены уже «зашиты» расходы на возврат нераспроданных излишков. При pull-системе сначала формируется спрос на продукты и только затем их заказывают у производителя, доставляют на смарт-склады и конечным потребителям. По такой схеме уже давно работают так называемые клубы распродаж (flash-sales) наподобие Mamsy.ru в России и Vente-Privee.com во Франции. Внедрение блокчейна может распространить и усилить эту модель.